Автолюбители с давних пор спорят о том, какая коробка передач лучше: “механика” или “автомат”. При этом оба варианта имеют свои плюсы и минусы, которые дополняются личным опытом водителе. Рассмотрим подробнее все нюансы эксплуатации автомобилей с АКПП и МКПП.
Чем отличается “автомат” от “механики”
Механическая трансмиссия (“механика”, МКПП) - технический узел в конструкции авто, который подразумевает смену передач вручную. В машинах с МКПП предусмотрено три педали: газ, тормоз и сцепление. Последняя обеспечивает разъединение дисков сцепления при нажатии педали “в пол”. В этот момент происходит блокировка передачи крутящего момента на ходовую часть и с помощью рычага КПП можно сменить передачу. Нажимать на педаль сцепления необходимо в начале движения, при смене скоростей, запуске мотора. Если изначально МКПП имело лишь 2 передачи, то современные механические коробки имеют уже до 6 передач.
Автоматическая трансмиссия (“автомат”, АКПП) предусматривает полностью самостоятельное определение соотношения крутящих моментов с учетом основных характеристик конкретного моторного узла и индивидуальных особенностей управления автомобилем водителем. Скорости в АКПП сменяются в автоматическом режиме. Если в МКПП передача крутящего момента имеет шестеренчатый характер, то в АКПП - планетарный. В работе “автомата” педаль сцепления не нужна.
Если раньше механизм АКПП работал на гидротрансформаторе, то на современные авто устанавливается полностью электронная автоматическая коробка переключения передач.
Управлять автомобилем с АКПП легче, поэтому водительское удостоверение для управления машиной с “автоматом”, действительно только для этого типа трансмиссии.
Плюсы и минусы МКПП
К плюсам МКПП можно отнести:
- Экономичный расход топлива. За счет точности и плавности переключения передач топливо стабильно сгорает в рабочей камере и не расходуется впустую.
- Долговечность. МКПП служит намного дольше “автомата” и крайне редко требует замены.
- Практичность. С МКПП проще выходить из форс-мажорных ситуаций на дороге. Автомобиль с МКПП можно буксировать неограниченное время, автомат не выдержит таких перемен.
Главным минусом “механики является то, что водителю требуется время, чтобы приспособиться к ней. МКПП - многоступенчатая конструкция, а потому при переключении скоростей происходит небольшая потеря в мощности.
Плюсы и минусы АКПП
Достоинства автоматической коробки переключения передач:
- Легкость и простота в управлении. Езда с АКПП намного комфортнее, в то время как в автомобиле с МКПП водитель должен быть максимально сконцентрированным и напряженным.
- Сохранение высокого КПД мотора. Это связано с плавностью смены передач вне зависимости от условий поездки.
К минусам АКПП можно отнести увеличенный расход топлива (в сравнении с “механикой). дорогой ремонт и обслуживание. Если автомобиль с АКПП сломается, то транспортировать его до места ремонта можно только на эвакуаторе.
Что надежнее: “автомат” или “механика”?
Как уже было сказано выше, МКПП является более надежным узлом, нежели “автомат”. Механическая конструкция намного прочнее автоматической. Она может работать все время пока автомобиль находится на ходу.
АКПП или МКПП: что лучше для новичка
Для водителя-новичка во многом предпочтительнее будет АКПП. Управлять автомобилем на “автомате” проще, чем на “механике”. Начинающему водителю бывает проблематично разобраться с нюансами переключения передач. Неверное изменение передачи может вести к перегрузке силового узла.
В то же время опытные водители нередко выбирают МКПП именно из-за возможности полноценного участия в управлении автомобилем.
Сравнительная таблица
МКПП | АКПП | |
---|---|---|
Разгон | Быстрее | Медленнее |
Расход топлива | Меньший расход топлива | Больший расход топлива |
Выбор передачи | Вручную | Автоматически |
Обгон | Предсказуемое поведение | Непредсказуемое |
Если машина не заводится | Можно запустить с “толкача” | Необходимо везти на эвакуаторе |
Ресурс | Весь жизненный цикл машины | 150 000-250 000 км |
Прогрев на морозе | Практически не нуждается в прогреве | Требует тщательного прогрева |
Замена масла | Замена требуется реже | Замена требуется чаще |
Выбраться из снега и грязи | Легко | Сложно, возможен перегрев |
Прочность трансмиссии | Высокая | Средняя |
Буксировка | Разрешена | Запрещена |
Ремонт | Бюджетный | Дорогостоящий |
Удовольствие от вождения | Возможность полноценного участия в управлении автомобилем | Комфорт и легкость |