Посадка водителя за рулем влияет на стиль и безопасности вождения. Неправильная посадка оказывает негативное влияние на реакцию на дорожные ситуации и состояние водителя в целом. Поэтому так важно правильно настроить водительское место, чтобы получать от процесса управления автомобилем только удовольствие.
На что влияет правильная посадка за рулем?
В процессе управления автомобилем водитель должен уделять максимум внимания вопросам безопасности. В противном случае он ставит под угрозу не только свою жизнь, но и здоровье и жизнь пассажиров и других участников дорожного движения.
В случае ДТП происходит резкий толчок, который ведет к тому, что руки упираются в руль, тело водителя подается вперед, ноги же упираются в педали. При неправильной посадке ноги при аварии выпрямляются неправильно и упираются в пол, что ведет к возникновению травм нижних конечностей. При правильной посадке ноги водителя чуть согнуты, что позволяет минимизировать повреждения в случае ДТП. Неправильная посадка не позволяет вовремя и правильно среагировать на опасную ситуацию на дороге. К тому же, в длительных поездках шея, руки и спина начинают быстро уставать. Именно поэтому так важно правильно настроить сиденье, зеркала, руль и подголовники.
Настройка водительского кресла
В первую очередь при настройке водительского места нужно уделить внимание настройке кресла. Сиденье необходимо регулировать, исходя из индивидуальных особенностей водителя.
Сиденье водителя с электрорегулировкой
Сегодня практически все автомобили среднего и премиального ценового сегмента оснащаются функцией электрорегулировки. Такая функция есть в Changan CS75, Geely Emgrand 7, Geely Coolray. Она позволяет менять настройки в нескольких направлениях: по высоте спереди и сзади, по горизонтали, угол наклона спинки сиденья, настройка поясничного подпора, настройка подголовника. Кнопки регулировки сиденья находятся на кресле или на передней панели. Электроприводы получают питание за счет бортовой сети.
Сиденье водителя с памятью положения
Эта функция позволяет водителю настраивать положение сиденья один раз на свое усмотрение, а после необходимость дополнительной настройки не возникает. Для регулировки необходимо завести машину, затем нажать кнопку, отвечающую за активацию памяти. Далее потребуется нажать кнопку сохранения настроек. Когда все будет готово, раздастся звуковой сигнал. В некоторых моделях можно сохранять до 3 профилей настроек памяти положений.
Сиденья с памятью положения предусмотрены в Exeed LX, Omoda C5, Chery Tiggo 8 Pro, Chery Tiggo 8 Pro Max.
Руль и переключатели скоростей
Хват руля должен быть симметричным даже в экстренных ситуациях. Если возникает необходимость перехвата рулевого колеса, то это должно происходить последовательно. В автомобилях с вертикальной и горизонтальной настройкой особенно важно правильно настроить оба параметра. Главной ошибкой многих водителей является расположение рулевого колеса близко к телу. На первый взгляд это кажется удобным, но в случае ДТП при таком положении руля из-за выстрела подушки безопасности в разы увеличивается риск травмы грудной клетки. В идеале руль должен находится в 35-40 см от груди.
Ремень безопасности
Перед каждой поездкой необходимо пристегивать ремень безопасности. Важно настроить его так, чтобы:
- он достаточно плотно, но не жестко фиксировал тело (зажим фиксатора в любой ситуации должен быть тугим);
- не сжимал горло, ремень в принципе не должен контактировать с шеей;
- располагался диагонально вдоль грудной клетки от плеча к бедру.
Ремень ни в коем случае не должен быть ослаблен!
Расположение ног на педалях
Для сокращения времени реакции и снижения усталости ноги водителя необходимо располагать следующим образом:
- точка опоры всегда должна приходится на середину стопы;
- правую ногу нужно располагать между педалями, для нажатия на педали газа или тормоза не нужно отрывать пятку от пола.
Не следует полностью вытягивать ноги, чтобы предотвратить травму в случае ДТП. Ноги постоянно должны быть чуть согнуты.
Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида
Вождение с неверно настроенными зеркалами приравнивается к управлению автомобилем, не оборудованным этими конструктивными элементами. Это снижает общий уровень безопасности, увеличивает риск ДТП и негативно сказывается на скорости перемещения. Водитель интуитивно движется медленнее, так как не видит действие других участников движения.
Настройка зеркал выглядит следующим образом:
- В боковых зеркалах должно отражаться ок. 5-7% задних крыльев.
- Для левой стороны соотношение ”небо-земля” должно составлять 40 к 60.
- Для правой стороны соотношение “небо-земля” - 30 к 70.
Если боковые зеркала настроены правильно, в них должна просматриваться ручка задней двери, а также заднее стекло машины. При правильно настроенном салонном зеркале заднего вида в нем должно полностью отражаться заднее стекло, а также небольшая часть подголовника, часть уха или лица.
Для водителей нестандартной комплекции
Если водитель имеет рост ниже 165 см или выше 175 см, а также вес более 90 кг, настройка водительского места требует более внимательного отношения. В этом случае сделать процесс управления автомобилем более комфортным помогут следующие рекомендации:
- При длинных руках можно отклонить спинку сиденья большее чем на 80-90 градусов.
- При коротких руках тело должно находится в вертикальном положении, ноги чуть согнуть.
- Водителям с длинными ногами для комфортных поездок необходимо принимать позу, при которой ноги и тело образуют прямой угол.
- При слабых руках можно заменить руль размером немного больше обычного. Хват руля должен быть широким и только в верхней части обода.
Настройка мультимедиа
Особенности настройки мультимедийной системы зависят от модели автомобиля и стандартизировать этот процесс невозможно. Поэтому важно следовать инструкции для конкретной системы мультимедиа.
Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий
О правильной настройке водительского места можно говорить, если большая часть веса тела приходится на спинку кресла и подушку. Чтобы проверить это, приподнимите одновременно ноги и руки. Если получилось это сделать, настройка сделана верно.
Надстройки можно менять с учетом дорожных условий. При поездках по городу можно чуть больше сгибать локти, а ноги для предотвращения усталости нужно опускать сразу после нажатия на педали. Чтобы легче было управлять автомобилем при езде по бездорожью, нужно развести локти чуть больше и приподнять их немного вверх.
Особенности посадки в автомобилях с АКПП и МКПП
В машинах с АКПП и МКПП расположение ног должно быть примерно одинаковым. Правая нога должна располагаться на педали тормоза или газа, а пяткой упирается в пол. Нога должна стоять таким образом, чтобы ее можно было быстро переставить с педали на педаль. Левую ногу необходимо располагать на площадке для отдыха или на колесной арке при отсутствии площадки. В машинах с АКПП нога должна находится на площадке все время, в машинах с МКПП ее нужно убирать лишь для выключения сцепления.